VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рисование как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001885
Тема: Рисование как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
Содержание
Тема курсовой работы: «Рисование как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием»























Оглавление

Введение 

3
Глава 1. Общая характеристика проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием

6
1.1. Детское изобразительное творчество и его психолого-педагогическая характеристика.

6
1.2. Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей этого же возраста с амблиопией и косоглазием.

10
Глава 2. Методика работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием

18
2.1 Использование рисования, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием

18
2.2 Методики, используемые на занятиях   по развитию творческого воображения у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием

21
Заключение

27
Список литературы

29







Введение
     Данная тема курсовой работы является актуальной в силу того, что развитие воображения необходимо для любой деятельности детей, а если говорить конкретно, то особенно для творческой. В современном мире вопрос творческого созидания является одним из критериев прогресса, а кроме того данный аспект имеет свое законодательное закрепление, речь идет о ФГОС ДО, который гласит, что существует необходимость  «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка».1
     Современная педагогика имеет в своем арсенале множество методик, которые направлены на развитие творческого воображения, однако только единицы из них подходят для занятий с детьми имеющими нарушение зрения. Развитие творческих способностей и воображение очень хорошо рассматривать через рисование. Такие методики рассматривались и развивались такими учеными, как Л. С.Выготский, Р. М.Боскис, В. П.Ермаков, А. Г.Литвак, Л. И.Солнцева, М. С.Певзнер и др. Многие из данных авторов изучали особенности слабовидящих детей, и последующего компенсаторного развития.
     Некоторые работы посвящены процессу зрительного восприятия, и вытекающей отсюда проблеме формирования чувственно-практического опыта детей, которые   не могут в полном объёме получать адекватную информацию об окружающем мире, а имеющиеся у них знания о нём часто бессистемны, вербализированы. Это является предпосылкой возникновения вторичных отклонений в развитии ребёнка.
     Общеизвестно, что нарушения зрения снижают мотивационную сторону познавательной деятельности, обусловливают отсутствие интереса к ежедневной работе по лечению и коррекции зрения. Лечение косоглазия и амблиопии, в поликлинических условиях сопряжено со многими бытовыми трудностями, эффективность этого лечения недостаточна. Положительный результат, как правило, достигается лишь в процессе длительного лечения. Значительная часть детей вынуждена поступать в школу, не завершив лечения. Продолжение лечения в условиях школы становится трудно осуществимым. Школьники с косоглазием и амблиопией нередко подвергаются насмешкам сверстников, что отражается на их поведении и успеваемости, психо-эмоциональном состоянии. Все это еще раз подтверждает актуальность темы курсовой работы.
     Объектом исследования курсовой работы выступает процессразвития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием»
     Предмет курсовой работы – рисование, как средство.
     Цель курсовой работы – изучение рисования, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Для достижения указанной темы необходимо решение следующих задач:
     Рассмотреть детское изобразительное творчество и его психолого-педагогическую  характеристику.	
     Изучить особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей этого же возраста с амблиопией и косоглазием.	
     Изучить методику  работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием	
     Рассмотреть методики, используемые на занятиях   по развитию творческого воображения у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием	
     Методология курсовой работы заключается в поиске, изучении и анализе психолого-педагогической литературы, с использованием методов наблюдения, обобщения и анализа.
     Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
     
     













Глава 1. Общая характеристика проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
1.1. Детское изобразительное творчество и его психолого-педагогическая характеристика.

     В науке установлено, что одной из специфичных особенностей человека является его способность к творчеству, однако само понятие «творчество» в разных науках имеет разное значение и трактовку. Рассмотрим на нескольких примерах.
     Изначально понятие «творчество» рассматривается учеными как человеческая деятельность по преобразованию окружающего мира в познавательной и социальной сфере, при этом установлено.что в процессе такой деятельности изменяется и сам человек, личность становится творческой личностью.
     Если рассматривать понятие «творчество» в его более широком смысле, то это деятельность, цель которой создание чего тонового, неповторимого, главный критерий тут  - новизна результативности или результата. Это означает , что в процессе творчества создается нечто такое чего раньше не существовало, при этом данный процесс показывает своего творца и его индивидуальность.2
     Педагогика определяет творчество, как деятельность создающая новые, оригинальные материальные и духовные ценности, которые имеют объективную значимость. Если с позиции педагогики рассматривать творческую личность – то это личность где преобладает творческая направленность, и творческие способности, они кроме того отличаются личной и общественной значимостью.
     Рассмотрим творчество с позиции философии, творчество –это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное.3
     Важно выделять еще и социальную сущность творчества, так как в условиях стремительных изменений в социально - экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны только творчески одаренные люди. 
     Закономерно теперь возникает вопрос, а способен ли к творческой деятельности ребенок дошкольного возраста? Из всего рассмотренного выше у ребенка дошкольного возраста может просто еще не существовать, не хватает знаний, опыта, навыков. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. 
     Ведущими педагогами 20 столетия установлено, что воображение и творчество это постоянный спутник детей дошкольного возраста и развития. Дети в любом возрасте, но особенно в дошкольном делают огромное количество открытий , которые находят свое отражение в стихах, рисунках либо каких то поделках. И самым важным для ребенка будет именно процесс создания продукта.
     Несомненно, что главная роль в творческой деятельности принадлежит именно воображению, именно следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Л.С. Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью.4
     Рассматривая детское художественное творчество учеными выделена следующие этапы творческой деятельности, которые невозможны в реализации без помощи взрослого, а именно:
* возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. 
* процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. 
* анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.5
     В своей книге «Воображение и развитие в детском возрасте», Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия.6
     Нельзя не упомянуть и о связи творчества с обучением, так как существует даже ряд методик, методов и приемов, которые помогают развивать изобразительное творчество детей, рассмотрим это немного подробнее, это:
* Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;
* Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;
* Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;
* Вживание в образ для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
* Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
* Создание поисковых ситуаций;
* Игровые приемы;
* Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности, применение опорных элементов(тема, идея), организующих работу воображения;7
* Рассказы детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;
* Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы
   Проблема детского художественного творчества рассматривалась разными педагогами и психологами. В советский период были проведены исследования и раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ.  Более того, творческий процесс, предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, цвет, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества, источниками которого, как уже говорилось выше, являются действительность и искусство.8
   В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим, многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.
   Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.
   Таким образом, обучение рисованию является основой развития творчества. Под художественным творчеством детей дошкольного понимается создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, песенка, танец, игра); создание разных вариантов изображений, применение усвоенных раннее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.
1.2. Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей этого же возраста с амблиопией и косоглазием.
     Данный параграф в курсовой работе необходим в силу того, что сравнение  особенностей творческого воображения у детей с нормой развития и у детей с амблиопией и косоглазием лучше всего даст представление о проблеме, рассматриваемой в курсовой работе.
     Существует устойчивое мнение о том, что  воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире своих фантазий. Однако в начале прошлого века, отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. 
     Все образы воображения, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными.9
     Существует мнение среди педагогов и о том, что воображение ребенка развивается с трехлетнего возраста, так как оно может формироваться   только при наличии полноценного сознания. Поэтому наличие зачатков воображения относят к окончанию раннего возраста, потому что именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность».10Начав развиваться в два-три года, воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном возрасте.11
     Интересующий нас этап в развитии воображения начинается в шесть–семь лет. В данном возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.
     В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём многократного варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.
     В старшем дошкольном возрасте творчество ребёнка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.
     Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. В старшем дошкольном возрасте воображение ребёнка становится управляемым. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.12
     Творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности, накопленным опытом деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка и не терпит так называемого «вала». Творчество детей всегда имеет яркие положительные эмоции, а это в свою очередь основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Творческое воображение проявляется и развивается также в поиске средств выполнения задуманного.
     Теперь рассмотрим, что представляют собой косоглазие и амблиопия.
     Косоглазие -  заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации. Помимо косметического недостатка, весьма тягостного в психологическом отношении, косоглазие сопровождается серьёзным расстройством зрительных функций. Выделяют паралитическое косоглазие, вызванное поражением нервов и, иннервирующих наружные мышцы глаза, и содружественное косоглазие, при котором нарушена иннервация конвергенции и фузии, но глазодвигательные мышцы почти не страдают.13
     Причинами содружественного косоглазия могут быть врождённые и приобретённые заболевания центральной нервной системы, аметропии, различие в анатомо-оптическом строении обоих глаз, резкое понижение остроты зрения или слепота на один глаз. Различают следующие виды косоглазия: периодическое, постоянное, монолатеральное (косит на один глаз), альтернирующее (попеременно косят оба глаза), сходящееся, расходящееся.
     Содружественное - наиболее распространённый вид косоглазия. Оно характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от точки фиксации. Чаще косит один глаз. Иногда оба поочерёдно. При альтернирующем косоглазии, как правило, острота зрения не теряется. При монолатеральном косоглазии функция постоянно косящего глаза находится в состоянии стойкого торможения и не деятельности. Что приводит к резкому понижению остроты зрения этого глаза-амблиопии.14
     Таким образом, амблиопия- это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Это заболевание, при котором один из двух глаз почти не задействован в процессе зрения. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объёмную. В результате, он постоянно подавляет работу одного глаза. Поэтому очень важно активизировать «ленивый» глаз. Амблиопия обычно развивается при косоглазии, высоких степенях дальнозоркости.15
     Таким образом, амблиопия является сопутствующим заболеванием при косоглазии и дальнозоркости и выражается в резком понижении остроты зрения. Поэтому необходимо раннее выявление амблиопии и организация комплексного лечения косоглазия и амблиопии.
     Учитывая все вышесказанное можно перейти к сравнению. Статистика гласит, что в России больше полумиллиона детей страдают нарушением зрения. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.16 Было установлено, что воображение и эмоции личности имеют довольно прочную связь, в свою очередь эмоциональность  - особенность образа фантазии.  С этой точки зрения воображение дети с нарушением зрения можно охарактеризовать как эмоционально недоразвито, так как его образы, как правило, эмоционально не выразительны.
     Воображению детей с нарушением зрения свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Снижение уровня оригинальности воображения детей с косоглазием и амблиопией отчетливо проявляется в игровой деятельности, для которой характерны обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям.
     Низкий уровень творческого воображения у детей с нарушением зрения связан также с тем, что нарушение зрительных функции препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал Л.С. Выготский, формировалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т.п. рассчитаны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности. 17
     Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у детей с косоглазием и амблиопией.
     Изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий Л.С. Выготский, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и как следствие - к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром. К такой категории относятся и дети с нарушениями зрения. 18
     Влияние  нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.
     Таким образом, наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так при патологии зрения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Глава 2.Методика работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
2.1 Использование рисования, как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием
     В первой главе курсовой работы было установлено, что любая творческая деятельность невозможна без творческого воображения, именно о воображении и фантазии детей старшего дошкольного возраста имеется в педагогике большое количество исследований. 
     Согласно исследованиям, творческое воображение это предпосылка эффективности усвоения новых знаний, а воображение - процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. 19
     Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека. Все образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии.
     Поскольку воображение развивается наилучшим образом в игре и общении, то можно уверенно сказать, что не менее эффективно развивается оно и в применении нетрадиционных техник, в том числе и нетрадиционных техниках изобразительного искусства.
     Само понятие «нетрадиционное» -это самый мощный толчок к развитию воображения и выражению индивидуальности автора. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.Такие занятия могут иметь различные темы, например  игрушки, природа, времена года, праздники, игры и др. А среди нетрадиционных техник можно отметить такие как  -  оттиск пенопластом, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками. Используя перечисленные техники рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности.20
     Научно установлено, что изобразительное творчество находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.21
     Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, т. е. через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия   и  формирования зрительных образов у детей с нарушением зрения.
     При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного   положения предметов при нарушенном зрении.22
     Особенно важное  значение при обучении рисованию приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. 
     Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.23
2.2 Методики, используемые на занятиях   по развитию творческого воображения у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием
     Согласно образовательным стандартам, существуют специальные коррекционные программы для ОУ IV вида (для детей с нарушением зрения), однако они не имеют в ряду своих задач – развитие творческих способностей, у детей с нарушением зрения. Однако указанную программу можно дополнять технологиями ТРИЗ-педагогики, где имеются интересные приемы и методы по теме.
     Занятия с использованием ТРИЗ-технологий стимулируют творческую активность, а кроме того в их основе лежит принцип терпимости, это не маловажно с учетом странных идей дошкольников. Данная технология сочетает в себе три группы приемов и методов, а именно - общедидактические, специальные для детей с нарушением зрения и приемы решения изобретательских задач.  Главное при данных занятиях соблюдать неукоснительно все советы и замечания офтальмологов, которые имеют следующий вид:
* учет зрительных диагнозов и зрительных возможностей каждого ребенка;
* контроль за освещением рабочего места;
* использование горизонтальных и вертикальных подставок в зависимости от вида косоглазия (горизонтальная – для сходящегося, вертикальная – для расходящегося);
* цветовая гамма;
* контраст фона;
* размер пособий;
* зрительные гимнастики.
   Из всех предложенных приемов ТРИЗ педагогики, самый эффективный для данной категории детей будет Метод фокальных объектов  МФО, его сущность состоит в следующем - признаки случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть, находящийся в фокусе внимания) объект - в результате получаются необычные ситуации.
     В качестве примера можно привести занятие, на котором дети должны были придумать необычную кухонную утварь для своих мам. В начале занятия педагог предлагает рассмотреть изображение простой кастрюли, используя для этого указку с красным наконечников. Обводится контур кастрюли, так как он является основной формообразующей структурой объекта, которая существенно расширяет сферу зрительного опыта, в особенности, у детей с нарушением зрения. Красный цвет активизирует работу глазных мышц, что крайне необходимо при косоглазии. При этом педагог может задать детям следующие вопросы:
* Что нарисовано на листе? (На листе нарисована кастрюля).
* Какие части есть у кастрюли? (У кастрюли есть стенки, дно, крышка, ручки).
* Из какого материала делают кастрюлю? (Кастрюлю делают из металла).
* Для чего нужна кастрюля? (Кастрюля нужна для того, чтобы в ней готовить пищу).
   Поскольку задание для ребят  - придумать необычную кастрюлю для мамы, рядом находятся изображения вагона и солнышка, и педагог также задает ребятам вопросы по этим картинкам:
* Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисован вагончик).
* Какого он цвета? (Он разноцветный).
* Какие части есть у вагончика? (У вагончика есть колеса, двери, окна).
* Для чего нужен вагончик? (Вагончик нужен для того, чтобы перевозить  людей).
   Дети должны выбрать только один признак вагона, который можно перенести на необычную кастрюлю, они выбирают колеса. Согласно своему воображению теперь кастрюля для мамы обрела колеса. Далее внимание детей привлекается к солнышку и точно также педагог помогает детям выбрать один из признаков – например цвет. Уточняем, какая получилась кастрюля - она может ездить и сиять, как солнышко.
     После всего выполненного задания необходимо нарисовать необычную кастрюлю, которая будет ездить и сиять как солнышко, рисование в данном случае позволяет решить следующие задач:
* развивать глазодвигательные функции;
* готовить глаз к лечению на специальных аппаратах;
* тренировать зрительно – двигательную координацию.
   На индивидуальных листах с контурным изображением кастрюли дети зарисовывают для мамы необычную кастрюлю. Величина контурного изображения предлагается с учетом зрительных возможностей каждого ребенка. Для ребенка с низкой остротой зрения контурное изображение значительно крупнее, чем для ребенка с высокой остротой зрения.
   Следует отметить, что к предложенному заданию дети отнеслись настороженно и недоверчиво. Некоторые долго не могли приступить к рисованию. В итоге рисунки получились однообразные и неинтересные.
   Анализ данного занятия позволяет сделать вывод о том, что у детей данной группы очень низкий уровень воображения, измерить его можно по следующим существующим в науке критериям:
* Произвольность – степень принятия дошкольниками творческого задания и доведение его до завершения.
* Вариативность – возможность на одной и той же основе строить разнообразные образные конструкции.
* Оригинальность – способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых.
* Толерантность – степень открытости творческому продукту, созданному другим.
   Данную методику нужно использовать на занятиях с детьми регулярно, так как именно она будет развивать творческое воображение, оригинальность и вариативность. Но темы можно менять, подойдут к использованию такие как  «Волшебное дерево», «Чудо туфли», «Волшебное ателье», «Заколдованный транспорт» и другие.
   Еще одна интересная методика называется «Бином фантазии», в результате ее использования возможно соединение двух объектов, в результате чего получается новый фантастический объект.  Кроме того можно создавать необычные существа по мотивам художественных произведений. Например, задача детей придумать необычное животное, соединив при  этом некоторые части тела лягушонка и белочки в одно. Дети нарисовали разные варианты, например -  «…лягобелка. У нее разные глазки: оранжевый и зеленый. Когда будет ночь, она будет смотреть оранжевым глазом, а день – зеленым. Живет она на дереве и на болоте. На болоте пьет воду. На дереве грызет орешки..»
   Из комментариев видно, что дети рассказывают не только о том, где и как будет обитать их животное, но и чем оно будет питаться, какими будут его детеныши, и будет ли это животное опасным для человека.
     Следующим упражнением ТРИЗ –педагогики можно назвать упражнение «Хорошо  - плохо». Цель упражнения: показать, что в любом предмете, действии, ситуации есть хорошие и плохие свойства. Педагог объясняет что хорошее и плохое всегда идут вместе. Зачем это знать? Чтобы научиться определять: кому хорошо, кому плохо; чтобы понять, когда хорошее переходит в плохое.
     После устной беседы можно перейти к следующей форме занятия. Дети дошкольного возраста, особенно с нарушением развития, очень быстро утомляются от вербального общения и теряют интерес к упражнению. Помня о том, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, педагог может обыграть это упражнение при помощи придуманных нескольких атрибутов.
     Белая и черная коробочка с белыми и черными фишками. Называя хорошее свойство предмета, ребенок помещает в белую коробочку белую фишку, называя плохое свойство - в черную коробочку черную фишку. Фишки подсчитываются и выясняется, каких свойств предмета назвали больше: хороших или плохих. 
     Рукавички: белая и черная. Показываю детям белую рукавичку – называют хорошие свойства предмета, черную – плохие свойства (возможны другие варианты).  Этот атрибут заслуживает особого внимания, так как поочередная демонстрация рукавичек  - своеобразная зрительная гимнастика. Смена двух контрастных цветов способствует развитию зрительного восприятия  и зрительного внимания, которое у детей с косоглазием и амблиопией некачественно.
     Контраст «помогает» ребенку точнее выделить признаки предмета. Он подчеркивает особенности предметов, делает зримой их структуру, помогает понять связь между частями и своеобразие каждой из них. Контраст – это установка на восприятие предметов в сравнительном плане, что способствует повышению остроты зрения.
     После беседы ребятам предложено нарисовать такие категории, как «хорошо» и «плохо». В результате работы по данным методикам (согласно опыту работы различных педагогов) имеется положительная динамика в развитии творческого воображения у детей с косоглазием и амблиопией.  Дети научились не только выдвигать оригинальные идеи, но и придумывать  и рисовать необычные сюжеты.
     Данные методики могут помочь в работе не только педагогам, работающим с ребятами ОВЗ, но и родителям, желающим помочь своему ребенку быть успешным.



















Заключение
     В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы  - воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
* воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
* оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
* ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
* воображение переходит во внутренний план, отпадает надобность в наглядной опоре для создания образов.
     Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%